Регистрационный номер № СРО-П-185-16052013
№ СРО-П-185-16052013
Саморегулируемая организацияСоюз проектных организаций «ПроЭк»

Интервью главы Минстроя России «Комсомольской правде» (часть 2 - ЖКХ)

Министр строительства и ЖКХ о борьбе с нерадивыми коммунальщиками и нашумевшем новом сборе

Ищем управу на управдома

— Управляющие компании, которые занимаются нашими многоэтажками, с мая этого года должны иметь лицензии на такую деятельность. Стали ли УК лучше работать? Есть ли случаи, когда кто-то остался без лицензии «по просьбам жильцов»?

— На сегодня в системе ГИС ЖКХ (государственная информационная система - см. «Справку «КП») есть сведения о 25 лицензиях, действие которых прекращено по жалобам граждан. С мая по октябрь текущего года порядка 40 тысяч многоквартирных домов получили новые управляющие компании по решению собственников. Мы ожидаем, что основной поток подобных обращений будет в 2016 году, когда жители полностью разберутся в этом механизме, который теперь достаточно прост. Поскольку до этого возможности сменить навязанную управляющую компанию у людей фактически не было.

Мы видим изменения по количеству обращений граждан в министерство. Обращений именно по поводу безобразий управляющих компаний за последние полгода стало меньше. Это означает, что сам дамоклов меч возможного отнятия лицензии заставляет управляющие компании вести себя уже несколько по-другому. Они становятся зависимыми от жильца, которого обслуживают.

Это не говорит о том, что они уже стали к жителям поголовно относиться с уважением. Но хотя бы появился какой-то страх за потерю лицензии и желание доказать, что они эффективные. Напомню, что было много дискуссий вокруг этой темы. Нас обвиняли в том, что мы продвигаем недемократичные рычаги влияния на бизнес и так далее. Но многоквартирные дома - это такая тонкая сфера... Здесь, мне кажется, нужны консервативные меры.

Сейчас, кстати, серьезно повысились требования к открытости управляющих компаний. Граждане могут прочитать сайты, посмотреть рейтинги УК, которые есть в регионах. Именно по этой причине многие ранее работавшие компании не прошли лицензирование - не хотели открывать информацию о себе. А это самое главное, потому что люди хотят знать, куда идут их деньги, которые они платят за коммунальные услуги.

Почему в Москве взнос на капремонт больше, чем в Питере

— У нас теперь еще один новый платеж добавился — за капремонт. Людям этот взнос не понятен, много разговоров о том, что ставки взяты с потолка. В самом деле, почему в Москве мы платим за капремонт 15 рублей, а в Питере два рубля с копейками? В Санкт-Петербурге капремонт настолько дешевле московского?

— Он там дороже. В Санкт-Петербурге изношенность выше, чем в Москве.

— Почему тогда такая разница в плате?

— Средний тариф на капремонт по стране – 6,26 руб., но по разным регионам он действительно разный. Поскольку сами регионы его и устанавливают. И я считаю, что мы правильно поступили, отдав решение по этому вопросу на уровень субъектов РФ. Они у нас тоже очень разные. Разный уровень доходов населения, погодные условия, износ жилищного фонда, сроки и периоды застройки городов и так далее.

Конечно, на два с небольшим рубля ничего не отремонтируешь. Но если есть возможность из местного бюджета дотировать операторов капремонта, то вопросов нет. Другое дело, что здесь, на мой взгляд, выходит некая несправедливость. Городской бюджет — это ведь не некие абстрактные деньги, они складываются из наших налогов. Но не все люди проживают в многоквартирных домах. Есть, кто проживает в частном секторе. А налоги платят все. И получается, что жители частного сектора оплачивают капремонт комфортных многоэтажек.

— Тем не менее много разговоров идет, что в регионах неплатежи, программа работать не будет, поскольку денег не хватит.

— Сегодня собираемость платежей за капремонт по России в среднем 73%, в 9 регионах собираемость превысила 85%. За два неполных года работы этой программы уже отремонтировано 19 тысяч многоквартирных домов площадью свыше 77 млн.кв.метров, в них живут более 3,5 млн человек. В бюджете мы бы никогда столько денег не нашли.

— То есть ремонтировать стали больше?

— Конечно. В этом году с января по середину ноября капремонт был проведен в 10 720 домах, до Нового года эта цифра еще увеличится. По старой схеме в год в России ремонтировалось максимум порядка 7 тысяч домов.

К тому же при нынешней системе больше возможностей для контроля со стороны общественности. Потому что когда это бюджетные деньги, то там может быть больше нарушений, в том числе коррупционного характера. Никогда не забуду, как, работая в регионе, приехал проверять один капремонт, залез на крышу, а там гвозди вбиты изнутри. Крыша как ежик. Такую компанию на конкурсной основе кто-то из муниципальных деятелей подобрал. И никого это не волновало — деньги-то бюджетные. А когда граждане осознают, что деньги - их собственные, сразу появляются группы активистов, которые начинают следить, что куда расходуется. Мы им сегодня дали все рычаги с точки зрения открытости информации, ну и сами, конечно, требуем с регионов, чтобы они оперативно докладывали о капремонте, следили за качеством.

Зачем платить за работы, которые сделают через 20 лет

— А у меня в доме капремонт, скажем, только через двадцать лет. И как мне проследить, что за это время с деньгами, собранными с меня и соседей, ничего не случится?

— У нас запущена система мониторинга, отслеживается информация по каждому дому, который вошел в эту программу. Эта информация доступна любому человеку. Ссылки размещены на порталах нашего ведомства, региональных операторов фонда и на сайте Фонда реформирования ЖКХ, в поиске забиваете адрес дома и читаете информацию. Большинство регионов в этой системе уже всю информацию разместили о сроках и видах работах в каждом доме, оставшиеся субъекты заставляем оперативнее это сделать. Мы четко прописали исчерпывающий перечень информации, который каждый региональный фонд обязан раскрывать и в какие сроки.

Напомню, что собственники помещений в многоквартирных домах могут выбрать способ накопления средств на капремонт — на специальный счет дома или на счет регионального оператора. Для защиты средств, находящихся на специальных счетах, от инфляции Минстроем подготовлен законопроект о введении механизма специального депозита. На нем собственники квартир смогут на долгосрочной основе и под адекватные проценты размещать деньги. Средства, которые собираются региональным оператором, не подвержены инфляции, потому что сразу расходуются на ремонт домов, включенных в региональный краткосрочный план по капремонту.

Кроме того, в правительство внесен проект постановления, который обязывает с 1 января 2016-го года все закупки региональных операторов капремонта проводить по единым федеральным правилам, чтобы они не придумывали свои правила и не получалось так, что стоимость замены крыши в соседних регионах одной климатической зоны различалась в разы. Плюс - в этом вопросе мы активно работаем с общественниками, с «Народным фронтом», например. Они на сто процентов наши ближайшие помощники, потому что министерство не имеет территориальных подразделений и каждый дом мы не сможем отследить.

— Тем не менее, зачем понадобилась такая сложная система, за исполнением которой надо следить всем миром? Не проще ли собирать деньги под конкретный проект капремонта в конкретном доме?

— Мы бы с радостью не создавали эту программу, если бы наши люди были не просто владельцами квартир, но и настоящими собственниками. Если бы люди сами собрались на общедомовое собрание, сами бы приняли решение, что и когда им нужно ремонтировать. Как это в большинстве других стран в основном и происходит. Но, к сожалению, у многих из нас остался советский менталитет. И ожидания, что кто-то должен прийти и организовать процесс. Вот государству и пришлось взять на себя роль организатора и сборщика денег.

Если кто-то желает сам принимать решения по поводу капремонта своего дома — пожалуйста, такая возможность открыта. Не нравится система, когда деньги на капремонт переводятся в общий котел регионального оператора — собирайте собрание, открывайте спецсчет на дом. Чем больше домов будут переходить на спецсчета, тем лучше. Это более демократично, открыто, подконтрольно самим жителям. Но специально подталкивать людей мы к этому не можем. Тем более, что если дом стоит в ближней очереди на капремонт, то, конечно, гораздо выгоднее зайти в общий котел, поскольку на спецсчете нужный объем средств одному дому быстро не накопить. Но тем, у кого относительно новый дом, я сам, когда меня друзья спрашивают, что делать, советую — выбирайте вариант со спецсчетом.

— А если дом — вообще новостройка?

— Открывайте спецсчет. А дальше сами решайте — в каком объеме в вашем доме делать капремонт. У жильцов новостроек здесь есть преимущество: в ближайшие годы им ремонт не требуется, поэтому объективно есть возможность скопить на спецсчете нужную сумму одним своим домом. Но, поверьте, отказаться от капремонта мы не можем, это удар, в первую очередь, по нашим жителям. Нельзя жить только сегодняшним днем, через 10-20 лет, если мы не начнем масштабного ремонта, в стране будет сотни тысяч аварийных домов, и ремонт в них будет делать уже бесполезно.

Кому положены льготы по взносу на капремонт

— Предусмотрены ли какие-либо льготы при плате за капремонт?

— Да, с 1 января 2016 года по инициативе премьер-министра планируется ввести такие льготы. Инвалиды I и II группы, а также семьи с детьми-инвалидами будут освобождены от уплаты взносов на капремонт на 50%. Одиноко проживающим людям старше 70 лет будут компенсированы расходы на капитальный ремонт в размере 50%. Для тех, кому исполнится 80 и более лет, планируется предусмотреть 100% компенсацию.

Кроме того, с учетом взноса на капремонт сохраняются субсидии на оплату ЖКУ от государства. Так, по общему правилу, если расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают максимально допустимую норму расходов в совокупном доходе семьи, собственник имеет право на получение субсидии. На федеральном уровне эта доля составляет 22%, но каждый регион вправе устанавливать свой стандарт. Например, в Смоленской области это 5%, в Москве 10%. За первое полугодие 2015 года на возмещение расходов граждан, связанных с уплатой взносов на капитальный ремонт, на предоставление социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги дополнительно из бюджетов всех уровней уже выделено порядка 21,5 млрд. рублей.

ИСТОЧНИК: Минстрой России